Дыхание в асане

Увеличить...
Дыхание в асане

Внедрение в состояние энергетического тела свойственного асане рисунка распределения энергии осуществляется за счет «вливания» тела в форму посредством дыхания.

Дыхание в данном случае используется двояко: (1) — как своего рода "реперный процесс", используемый для фиксации внимания на ощущениях, производимых в нервной системе «физического» тела потоками энергии в каналах и пространственных зонах «тонкого» тела, и соответственно для отслеживания перераспределения энергии в них и (2) — как "триггерный процесс" Для управления этим перераспределением. Подобного рода осознанное применение дыхания превращает его в связующее звено между физиологическими и электромагнитными процессами, протекающими в «физическом» теле, с одной стороны, и осознаванием психоэнергетических процессов, протекающих в «собранных» на «физическом» теле «тонких» телах, с другой.

Осознанное целенаправленное управление процессами перераспределения энергии в энергетической структуре в целом традиционно обозначается термином "пранаяма" — "искусство управления энергией", или "искусство управления силой". На начальных этапах практики вся пранаяма строится на управлении психоэнергетическими процессами посредством созерцания дыхания и управления им. По мере обретения все большей полноты контроля над состояниями энергетической структуры как интегрального формирования акцент в реализации контроля перераспределения энергии постепенно смещается в сторону управления посредством исключительно внимания и намерения. Дыхание при этом теряет свое значение реперного и тригтерного процессов, и на первый план выходят концентрация внимания и прямое созерцание «тонкого» как таковое.

Наиболее удобным для созерцания «тонких» процессов, сопутствующих практике асаны, является дыхание типа «растворяющегося». Вдох и выдох плавно перетекают друг в друга, длительность дыхательного цикла — как можно больше, но без ощущения недостатка кислорода. Дыхание должно ощущаться как комфортное и течь плавно, без рывков и неконтролируемых остановок. Глубина дыхания принципиального значения не имеет— главное, чтобы дыхание было естественным, медленным и плавным. Для того чтобы в максимальной степени использовать потенциал дыхания как реперного и триггерного процессов, имеет смысл дышать, слегка сузив гортань — так, чтобы чувствовать мягкое протекание воздушной струи вдоль ее задней стенки. Голосовая щель при этом производит негромкий шипяще-гудящий звук.


Для замыкания передне-заднего кольца1 (восходящая ветвь — от промежности до «родничка» вдоль середины спины, нисходящая — от «родничка» до промежности вдоль середины передней поверхности туловища) используют "языковое замыкание" — джихва-бандху. В зависимости от интенсивности потока и требуемого уровня управления им применяется передний или задний варианты джива-бандхи — «воздушный» или «огненный», именуемые соответственно вайю-набхи-мудра и джала-набхи-мудра. В первом случае кончик языка удерживается замкнутым на верхнюю десну непосредственно над передними зубами, во втором — кончик языка касается мягкого нёба как можно глубже — поближе к задней стенке гортани. Максимальный вариант джала-набхи-мудры, достижимый лишь в результате усердной практики увеличения длины языка, именуется «кхечари-мудрой». Как правило, в процессе практики асаны, когда дыхание течет плавно и непрерывно, применяется вайю-набхи-мудра — «воздушный» вариант джихва-бандхи, в котором кончик языка все время касается верхней десны над передними зубами.

В случае, когда ощущения подсказывают практикующему целесообразность целенаправленной коррекции потоковой плотности распределения энергии в системе, применяют различные типы дыхания с паузами и специальными мышечными манипуляциями.

Все техники «дыхательного» управления потоками энергии в «тонком» теле возникают сами собой в процессе практики потока асан — асана-дхары. Для отстройки собственно асана-дхары и консультаций по различным техникам пранаямы лучше обращаться к компетентному учителю, который появляется в пределах досягаемости только после того, как практикующий проделает значительный объем самостоятельной работы и «упрется» в практические вопросы, для ответа на которые ему требуются консультации с более опытным практиком.




Ученик перед стеной
Комментарии к Танцу Шивы
Очистительные процедуры йоги
Йога против лишнего веса
Расслабление и Шавасана
Энергетическая сущность асаны
Переходные движения
Общие рекомендации для практикующих Йогу
Putumayo Presents Yoga (Музыка для йоги)
The Heavenly River - The Light (Музыка для йоги)