Комментарии к Танцу Шивы

Увеличить...
Комментарии к Танцу Шивы

В соответствии с концепцией Индуизма, Мироздание является результатом действия трех основных универсальных сил: созидания, разрушения и равновесия между ними. Этим силам приписываются божественные функции и соответствующие верховные сущности. Функция созидания относится к деятельности бога Вишну, функция разрушения относится к деятельности бога Шивы и функция сохранения равновесия этих двух сил относится к деятельности бога Брахмы.

(В некоторых источниках также встречается Брахма - как созидатель, Шива - как разрушитель и Вишну - как уравновешивающее начало. Это не должно смущать читателей, так как от перемены названий и имен суть подразумеваемых всеобщих функций и сил не меняется и не исчезает. Наверное, поэтому, индийские авторы время от времени меняют своих богов местами).

Независимо от атеистических убеждений или вероисповедания читателей и индивидуального понимания Бога, не трудно будет увидеть и признать, что в представленном воззрении индуистов есть реальный смысл, описывающий не что иное, как синусоиду жизненных циклов. Восходящая тенденция этой синусоиды является созиданием, ростом и эволюционным развитием. Нисходящая тенденция этой синусоиды является разрушением, увяданием и деволюционной деградацией. А гармония этой синусоиды является тенденцией равновесия всех стадий существования жизни в Мироздании.

Так, когда прорастает семя или распускается цветок - это действует сила созидания (Вишну). А когда росток укоренился, то оболочка семени отделяется и разлагается, когда из цветка формируются новые семена, то его лепестки высыхают и опадают - это действует сила разрушения (Шивы). Обе стадии имеют свой смысл и необходимое значение в жизненном цикле растения, и между ними поддерживается постоянное равновесие, контролируемое Брахмой, обусловленное законом причины и следствия (Кармой).

Не следует понимать функцию и стадии разрушения Шивы как нечто негативное. В Индии Шиву также называют Шанкара - очиститель. И это имя хорошо проясняет значение разрушения как необходимого условия очищения пространства для новых будущих созидательных воплощений Вишну. Очищение тела от загрязнений и болезней, очищение сознания от ограничивающих привычек и заблуждений и подобное.


За сколь угодно продолжительным ростом и подъемом неминуемо следует соответственно глубокое и полное разрушение. А сущность живого (Атма) продолжает свое путешествие, меняя формы, покидая прежние оболочки и входя в новые, аккумулируя при этом опыт всех предыдущих жизней (Карму) в изменяющейся организации новых воплощений и адаптируясь к изменяющимся условиям жизни, текущей в Мироздании.

Одним из наиболее эффективных практических методов развития контроля процессов сознания является практика так называемого Танца Шивы. По сути своей этот метод не является танцем в общепринятом понимании и называется так только на основании древних легенд о том, что Бог Шива демонстрировал людям свои совершенные способности во Вселенском Танце.

Практический метод Танца Шивы имеет строгую логическую структуру и является разновидностью йоги, ориентированной не столько на физические и энергетические результаты, сколько на развитие контроля процессов в сознании, создание новых нейронных связей и освобождение сознания от автоматизмов, привычек и стереотипов.

Несмотря на название, включающее имя бога Шивы, этот метод содержит уравновешенные стадии, присущие Вишну и Брахме. Так, каждый уровень Танца Шивы подразумевает освоение новых движений и программ их взаимных сочетаний. Освоение каждого нового уровня является не чем иным, как созиданием новых способностей. И на этой стадии осуществляется функция Вишну. Только тогда, когда новые движения и программы освоены в совершенстве и доведены до автоматизма, они перестают содержать развивающий аспект. Приходит время для освоения следующего уровня практики, который всегда подразумевает разрушение ранее приобретенных автоматизмов и привычек предыдущего уровня практики. Это осуществляется функция Шивы. И таким образом стадии созидания Вишну и разрушения Шивы поочередно вступают в силу при переходе с уровня на уровень до тех пор, пока не будут развиты совершенные способности контроля процессов в сознании и до тех пор, пока сознание не будет очищено от любых ограничений, привычек и автоматизмов.

На последнем уровне практики Танца Шивы достигается контролируемый хаос и совершенство спонтанности, которые являются проявлениями освобожденного сознания.

Функция Брахмы в этом методе присутствует в виде поддержания равновесия между стадиями Вишну и Шивы, в виде необходимости не останавливаться на достигнутых результатах и не удовлетворяться наработками, ставшими автоматическими. Например, не самоудовлетворяться демонстрацией себе или другим своего достигнутого и уже привычного уровня, а продолжать работать и развиваться дальше.

Проблемой также может стать лень и самоудовлетворенность сравнительным превосходством, которые помогает преодолевать Шива, разрушая до основания эгоистические установки и вычищая сознание от тенденций лени и самодовольства. Именно Шива позволяет преодолевать эти качества. И в честь акцента на очищении и развивающем продвижении этот метод назван именем Шивы, хотя его функция в этом методе равна Вишну.

Танец Шивы развивает, прежде всего, контроль - управляющую функцию сознания, а по мере продвижения и перехода на последующие уровни практики - способствует росту силы этого контроля, за счет собирания энергии ранее разрозненных каналов восприятия и функций сознания в единый процесс, имеющий общую цель. Параллельно также развиваются координация, реакция и ориентация в пространстве, которые в ходе практики медленных упражнений Йоги почти не развиваются.

Главное воздействие в ходе практики Танца Шивы осуществляется не на физические органы тела, а на контролирующую функцию сознания. И практикующие испытывают основные нагрузки не столько в теле, сколько в способности контролировать свои эмоции, мысли, память и следовать развивающей тренировочной программе. Это не означает, что физической нагрузки нет и энергетические наработки не происходят вообще. Достаточно хотя бы один раз выполнить эту практику, чтобы оценить ее преимущества. Просто физический и энергетический аспекты в данной практике является второстепенными.

Сама идея освобождения сознания от привычек и автоматизмов подразумевает постоянное преодоление лени и ограничений. Поэтому слабые духом новички, ориентированные на удовольствие в жизни и в практике (Бхога), как правило, не выдерживают такого притеснения слабостей и предпочитают пасовать. Но те, кто отдает предпочтение тому, что полезно (Йога) больше, чем тому, что приятно (Бхога), проходят развивающие испытания и продвигаются, переходя с уровня на уровень, изменяясь коренным образом.

По сравнению с широко распространенными практиками йоги, где в виде тренировочных упражнений используются статические позы (Асаны) или медленные динамические движения (Виньясы), тренировочные упражнения в Танце Шивы представляют собой относительно быстрые движения. На начальных этапах освоения новых движений они могут выполняться замедленно с фиксациями в ключевых точках, но по мере освоения скорость движений возрастает, а паузы сокращаются до полного отсутствия. Таким образом, освоенные движения представляют собой непрерывный поток быстрых движений по заданным программам. А на завершающих стадиях освоения эти же движения снова выполняются замедленно, с целью лучшего энергонаполнения этих движений.

Медленные движения и тем более длительные статические фиксации в традиционной Йоге дают слишком много временного пространства для отвлечения внимания. Контроль внимания в Асанах с долгой статической фиксацией осуществляется, прежде всего, за счет Силы Воли и отрешенности от объектов, которые могут быть развиты у опытных практикующих, но у большинства начинающих, как правило, отсутствуют.

Предельные Асаны, порождающие болевые сигналы, могут косвенно способствовать сосредоточению внимания на болевых зонах, но эти зоны совершенно необязательно являются достойными объектами для успешного и плодотворного самоосознания. Поэтому предложение начинающим пробовать управлять вниманием и контролировать видоизменения в сознании в статических положениях с самого начала является не лучшим и не наиболее эффективным способом начального контроля внимания и процессов в сознании.

Природа сознания неподготовленного практика неустойчива и динамична. И для его контроля существуют более эффективные методы на основе быстрых и сознательных динамических техник, являющихся своеобразными ловушками для всевозможных динамических процессов в сознании. В Танце Шивы практикующим предлагается выполнять последовательности из непрерывных серий специальных быстрых динамических движений, скорость которых превышает скорости естественных динамических процессов в неуравновешенном сознании новичка. Стремление точно выполнять такие серии движений без малейших ошибок, подразумевает непрерывный контроль динамической визуализации специальных мысленных образов, определяющих физические движения, в ходе которого не остается временного пространства для вторжения посторонних неконтролируемых мыслей и эмоций. При этом, чем выше скорость специально заданных движений, тем меньше возможности для проникновения таких посторонних мыслей и эмоций в пространство восприятия.

Это древний тантрический метод контроля процессов в сознании, широко используемый как в индуистской, так и в буддийской Йоге. Например, в индуистской Йоге выполняются серии Виньяс в комплексах приветствия Солнца (Сурья-Намаскар), а в буддийской Йоге выполняется серия Виньяс в комплексах Простирания (Прибежища). В обоих случаях все движения сопровождаются одновременным произнесением специальных мантр, относящихся к каждому движению и визуализацией специальных мысленных образов.

По мере того как вырабатывается практическая способность держать непрерывно линию контроля специальных мысленных образов и действий в заданных сериях быстрых динамических движений, появляется возможность переходить к медленным движениям, синхронизированным с дыханием и наполненным потоками энергии (подобным комплексам Тай-Чи или Ци Гун).

Затем, по мере развития способности контролировать поток восприятия в медленных движениях, можно переходить к статическим остановкам в созерцательных Асанах стоя, сидя или лежа, выполняя последовательно Пранаямы, ведущие к окончательному контролю эмоций и мыслей. И Самяму - освобождающую от кармических корней.

Танец Шивы является автономной и самодостаточной йогической практикой, но он может также сочетаться с другими практиками йоги.

Например, в большинстве школ традиционной Йоги не существует культуры и канонизированных правил связи Асан между собой специальными движениями. Поэтому практикующие Йогу в лучшем случае, контролируют свое внимание и поток восприятия только во время выполнения Асан, но при их смене появляются лазейки для посторонних эмоций и мыслей, вследствие того, что в промежутках между Асанами уже не нужно контролировать позу, а по технике движений-связок между Асанами нет никаких специальных предписаний. Поэтому поток восприятия практикующих Йогу, как правило, представляет собой смесь специального опыта (связаного с практикой Йоги), с посторонними сигналами, исходящими от чего угодно, во время снятия контроля в той или иной Асане и обрыва потока специального восприятия при смене поз.

Для связи Асан в единый специальный поток, не имеющий бессознательных промежутков, можно использовать простейшие движения рук и ног Танца Шивы в качестве движений-связок. Танец Шивы имеет множество многонаправленных движений и позволяет соединить специальными движениями-связками любые положения руки и ног в исходной Асане с любыми положениями рук и ног в последующей Асане. Таким образом, Асаны подобны печатным буквам, а Виньясы и движения Танца Шивы подобны крючочкам между ними, соединяющим их в непрерывный поток слова. Такой специальный сознательный поток полностью поглощает каналы восприятия и ведет к более мощному и совершенному результату практики Йоги.

Андрей Лаппа (Журнал "ЙОГА" Номер 1 (9) за 2005 год)




Психофизиология медитации
Наука йоговского потока
РОГА, БХОГА ИЛИ ЙОГА?
Как строить свою домашнюю практику йоги
Ученик перед стеной
Очистительные процедуры йоги
Йога против лишнего веса
Расслабление и Шавасана
Дыхание в асане
Энергетическая сущность асаны