Гаятри-мантра (Om Bhur Bhuvah Suvaha Tat Savitur Varenyam)
(Gayatri mantra) Она ниспосылает великолепное здоровье, красоту, активность, жизненную и магическую силу. Она очищает карму, исцеляет физиологические и психологические недуги, избавляет от неудачи, помогает достичь победы над жизненными невзгодами.
Слово 'гаятри' (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает "то, воспеванием чего достигается спасение" (где 'га' - 'воспевать', 'три' - 'спасать'). Другой вариант слова 'гаятра' (муж. и ср. р.), этимологически расшифровывается как "то, что защищает индивидуальные души" (где 'гая' - 'индивидуальные души - дживы', 'тра' - 'защищать'). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики - спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.
Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах. С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед.
Om Bhur Bhuvah Suvaha
Tat Savitur Varenyam
Dhiyo Yo Nah Prachodayaat
Перевод мантры:
О, Божественный источник, который существует во всех трех временах: прошедшем, настоящем и будущем, во всех трех мирах: небесах, земле и низших сферах и во всех трех гунах (свойствах: camвe, раджасе и тамасе), Я молю Тебя озарить мой ум и рассеять мое невежество, как блестающий солнечный свет рассеивает любой мрак. Я молю Тебя сделать мой ум спокойным, ясным и просветленным.
Аспекты Гаятри Мантры
У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. Эти "лица" означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое "лицо". В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это "Бхур бхува суваха"', третье — "Тат савитур вареньям"; четвертое — "Бхарго девасья дхимахи", и пятое — "Дхийо ионах прачодайят". Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас.
Гаятри обитает в сердце
Не воображайте, что Бог где-то далеко от вас. Он внутри вас. Вы это Бог. Люди хотят увидеть Бога. "Сатьям джнянам анантам Брахма" — гласят священные тексты. Истина это Бог. Мудрость это Бог. Бесконечность это Бог. Все три присутствуют повсюду. Истина, мудрость и бесконечность — за пределами времени и пространства. Истина — это то, что действительно во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. Эта истина — Гаятри.
Гаятри, поэтому, пребывает в хридайе (сердце). Хри-дайя содержит слово дайя, означающее сострадание. В каждом сердце есть сострадание. Но в какой степени выражают его люди в повседневной жизни? В ничтожно малой. Везде и повсюду встречаешь гнев, зависть, тщеславие и ненависть. Эти пороки неестественны для человека. Они враждебны его природе.
Давно было отмечено, что существо, всецело доверяющее лишь уму — это демон. Тот, кто жив лишь нуждами тела — животное. Тот, кто следует Атману, истинному "Я", осенён божественностью. Тот, кто признаёт и тело, и ум, и истинное "Я" — человек. Человеческая суть — это сочетание тела, ума и Атмана. Человеку предназначен подъем к божественному, а не спуск в мир животных и демонов.
Поскольку в Гаятри-мантре воплощены все божественные силы, одной этой мантры достаточно, чтобы защитить человека, поющего её. Для молодежи она особенно необходима, являясь залогом ясного и благоприятного будущего.