Комплекс асан "Сурья намаскар" (Приветствие солнцу) часть 1
На санскрите слово "Сурья" означает «солнце», а слово "Намаскар" — «приветствие» или «поклонение». Таким образом, сурья намаскар переводится как «приветствие солнцу». Комплекс асан Сурья намаскар представляет собой динамическое упражнение. Оно наполняет все тело энергией, устраняет все признаки сонливости и великолепно готовит тело и ум к получению максимальной пользы от последующих асан, пранаямы, медитативных техник и т.д.
Оно разминает все суставы, придаёт эластичность всем мышцам тела, массирует внутренние органы, активизирует дыхательную и кровеносную системы, а также тонизирует все другие системы организма.
Его можно выполнять почти в любое время дня и в любом месте. Для этого не требуется никаких особых приготовлений. Если в течение дня вы почувствуете утомление, несколько циклов сурья намаскар быстро восстановят потерянную энергию — как физическую, так и умственную. Если вы чувствуете гнев или подавленность, сурья намаскар послужит прекрасным противоядием; это не панацея, но серьёзная помощь в устранении эмоциональных потрясений. Это ритмичное, симметричное упражнение, выполнение которого доставляет истинное удовольствие. Когда оно доведено до совершенства, создаётся впечатление, что тело само перетекает от одного движения к другому, без каких либо усилий или сознательного контроля. Кажется, что каждая часть тела сама, без всяких усилий, приходит в нужное положение в нужное время и в нужной последовательности. Попробуйте это упражнение сами, и вы поймёте, что мы имеем в виду.
Символический и духовный смысл
Солнцу поклонялись с незапамятных времён. В древности люди благоговейно поклонялись солнцу, зная что оно излучает тепло и свет, необходимые для поддержания жизни. Они понимали, что без него не было бы ни жизни, ни движения. Если бы солнце перестало существовать, жизнь бы угасла, подобно пламени свечи.
В большинстве древних цивилизаций существовали религии, основанные на культе солнца. Его персонифицировали различные божества: Митра у персов, Ра у египтян, Ваал у халдеев, Аполлон у греков, Сурья, Господь небес в ведический период в Индии и т.д. Все эти божества воплощают обновление бытия мира. Культу Солнца посвящались разнообразные храмы и различные места: пирамиды в Египте, Юкатан в Мексике, зиккураты в Вавилоне и Халдее. Именно из этих древних культов пришло многое из того, что составляет основу, ритуалы и символику современных религий, однако всё это погребено под множеством различных наслоений и интерпретаций.
Рассмотрим Троицу индуизма: Брахма — создатель, Вишну — хранитель и Шива — разрушитель. Они символизируют три аспекта жизни и непосредственно связаны с суточным движением Солнца по небу. Прохождение Солнца можно подразделить на три фазы: восход, середина дня и закат. С течением времени они стали воплощать три аспекта жизни: рост или созидание, поддержание или зрелость, и смерть или разрушение и распад. Рассвет — время, когда всё оживает и вновь начинается дневной цикл, символизирует Брахму — создателя. Дневное солнце, которое излучает энергию в мир, позволяя всему сущему жить и развиваться, символизирует Вишну. Шиву разрушителя символизирует заходящее солнце, которое уносит с собой излучаемую энергию. В то же время, это исчезновение солнца — лишь прелюдия к его воскрешению следующим утром. Закат необходим, чтобы солнце поднялось вновь; распад необходим для роста, возобновления, омоложения, точно так же, как преодоление старых идей необходимо для духовного роста.
Солнцу поклонялись не только из за его материальной природы и мощи, хотя вполне возможно, что менее осведомлённые люди ограничивались этим. Солнце само представляет собой символ. Оно символизирует духовное просветление и познание, свет во тьме неведения. Оно представляет сущность, духовность, существующую во всех материальных вещах. Именно эта сущность была объектом поклонения более просвещённых людей во всех древних культах и религиях. Материальное Солнце — это проявление более глубокой, скрытой основы или субстрата. Средневековый алхимик Парацельс чётко объяснял это следующим образом:
«Есть земное, материальное солнце — источник тепла; и все, кто способны видеть его, даже слепые, могут ощутить его тепло. И есть вечное солнце — источник мудрости; и те, кто духовно пробуждены, увидят это солнце и осознают Его существование».
Материальное или земное солнце представляет собой проявление невидимого, духовного и небесного солнца. Духовное солнце воплощает духовные аспекты бытия, а от материального солнца происходят материальные аспекты жизни. Следовательно, именно духовное солнце считается источником силы и внутреннего света, но поскольку материальное солнце могут видеть все, кажется, будто поклоняются как раз этому его аспекту.
Солнце служит символом бессмертия, поскольку, умирая каждый вечер, оно возрождается на следующее утро. Восход солнца — время радости и восхищения, поскольку оно пробуждает всё сущее. Вот почему сурья намаскар было распространено в древней Индии. О нём упоминается в Ригведе и Аюрведе — древних индийских текстах, в которых предписывались различные распростёртые позы для поклонения солнцу ранним утром. Однако в то время сурья намаскар ещё не имело своей современной формы и состояло из ряда неподвижных поз в сочетании с мантрами. Оно не было тем динамическим упражнением, которое мы знаем теперь. Вы можете рассматривать сурья намаскар как выражение своего уважения солнцу, будь то его материальный аспект или более глубокий духовный аспект, который символизирует материальное солнце. Или, если вы не склонны к почитанию, делайте сурья намаскар просто для укрепления и сохранения здоровья. Это одна из ступеней к духовному осознанию и покою.
Основные особенности
Комплекс асан Сурья намаскар включает в себя пять важных аспектов. Всем им следует уделять внимание для получения оптимальных результатов. Вот эти аспекты. 1. Физические позы: это двенадцать поз, которые соответствуют знакам зодиака. Во время видимого движения солнца по небосводу оно поочерёдно проходит через каждый из этих небесных домов. Оно пребывает в каждом знаке около тридцати дней и, как утверждают, побеждает каждый знак, входя в его сферу. Каждая позиция в сурья намаскар соответствует одному из знаков зодиака. 2. Дыхание: всё движение в сурья намаскар с начала и до конца синхронизировано с дыханием. Каждая позиция связана с вдохом, выдохом или задержкой дыхания. В этом нет ничего насильственного или неестественного, поскольку дыхание соответствует той структуре, которая естественно возникает в связи с физическим движением. Правильное естественное дыхание должно происходить само собой, без всякой предварительной тренировки. Тем не менее, мы приводим подробное описание правильного соотношения между дыханием и движениями, чтобы гарантировать, что всё делается должным образом, поскольку это составляет важную часть упражнения. Без синхронизации между дыханием и движением упражнение теряет многие из своих полезных свойств. |
3. Мантры: каждой из двенадцати позиций сурья намаскар соответствует особая мантра. Мантры — это сочетания слогов, звуков или фраз, постигнутых древними мудрецами и широко известных в Индии на протяжении тысячелетий. Эти особые звуки посредством силы своих вибраций оказывают тонкое, но мощное и глубокое влияние на ум и тело. При выполнении сурья намаскар в каждой позиции вслух или про себя произносится соответствующая мантра. Когда сурья намаскар сочетается с правильным дыханием и этими биджа мантрами (семенными звуками), ум и интеллект получают заряд энергии. Биджа мантры создают вибрацию, и именно она порождает энергию. Мантры могут иметь или не иметь конкретного смысла, но вибрации, которые они создают, должны затрагивать каждую струнку человеческого существа. Мантры сурья намаскар — это звуки, вызывающие прилив энергии. Когда их повторяют громко, отчётливо и с рвением, они приносят тем, кто их произносит, величайшие возможные блага — ускоряя лечение заболевания, позволяя обрести устойчивость ума и самоконтроль, либо снимая напряжение, которое вызывает современный образ жизни.
Ниже перечислены биджа или семенные мантры:
Биджа мантры | Полные мантры | Значения имён солнца |
ОМ ХРАМ ОМ ХРИМ ОМ ХРУМ ОМ ХРАИМ ОМ ХРАУМ ОМ ХРАМ |
1. Ом Храм Митрайя Намах 2. Ом Хрим Равайе Намах 3. Ом Хрум Сурьяйя Намах 4. Ом Храим Бханаве Намах 5. Ом Храум Кхагайя Намах 6. Ом Храмх Пушне Намах 7. Ом Храм Хираньягарбхайя Намах 8. Ом Хрим Маричайе Намах 9. Ом Хрум Адитьяйя Намах 10. Ом Храим Савитре Намах 11. Ом Храум Аркайя Намах 12. Ом Храмх Бхаскарайя Намах |
1. Митра — друг 2. Рави — сияние 3. Сурья — прекрасный свет 4. Бхану — бриллиант 5. Кхага — тот, кто движется по небу 6. Пушан — дарующий силу 7. Хираньягарбха — с золотым центром 8. Маричи — господь рассвета 9. Адитья — сын Адити 10. Савита — благотворный 11. Арка — энергия 12. Бхаскара — ведущий к просветлению |
Однако, для получения максимальной пользы, мы настоятельно советуем вам перед тем, как пытаться соединять эти мантры с каждой позицией, сначала добиться совершенства в выполнении физических движений сурья намаскар синхронно с дыханием.
4. Осознание: это существенный элемент сурья намаскар. Без осознания многие полезные свойства упражнения снижаются.
5. Расслабление: строго говоря, оно не является частью сурья намаскар. Однако это необходимая дополнительная практика, которую непременно следует выполнять по окончании каждого цикла. Для этого годится любая техника расслабления, но лучший метод — шавасана .
Последовательность обучения практике сурья намаскар
Вначале следует познакомиться с двенадцатью позициями. На начальном этапе следует сосредоточиться на освоении последовательности физических движений, не уделяя или почти не уделяя внимания дыханию или повторению мантр. Со временем вы обнаружите, что выполняете все движения автоматически, почти не думая о них и не управляя ими. На этом этапе движения уже закрепятся у вас в уме. Очень важно осознание физического движения.
После того, как вы это освоите, добивайтесь правильной синхронизации дыхания с движением. Следует осознавать и физическое движение, и дыхание. Позднее можно выучить мантры и согласовать их с каждой позицией. На конечном этапе осознание должно быть в максимальной степени направлено на движение, дыхание и повторение мантры. В завершённой форме сурья намаскар эти различные аспекты должны быть связаны в единое целое. Поэтому, чтобы гарантировать правильное выполнение всего упражнения, необходимо осваивать его постепенно, как описано ниже.
Техника выполнения — позы и дыхание
Ниже поочерёдно описаны двенадцать различных позиций сурья намаскар вместе с соответствующей последовательностью дыхания.
Позиция 1: Пранамасана (поза молитвы) Станьте прямо, поставив ступни вместе. Стойте лицом к солнцу или в направлении солнца. Сложите ладони перед грудью, в положении для молитвы — это намаскар мудра. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Осознавайте тело, по меньшей мере, в течение полминуты. Это подготовит вас к последующей практике. Попробуйте сознательно расслаблять мышцы тела. Дыхание: дышите естественно, с полным осознанием. | |
Позиция 2: Хаста уттанасана (поза поднятых рук) Поднимите обе руки над головой, держа их на ширине плеч. В конце движения отклоните назад голову, руки и верхнюю часть туловища. Ладони должны быть обращены вверх. Движение следует осуществлять плавно, с полным осознанием. Дыхание: поднимая руки, делайте вдох. | |
Позиция 3: Уттанасана (поза наклона вперёд) Наклонитесь вперёд и положите ладони на пол по бокам ступнёй. Движение должно быть непрерывным, без всяких рывков. Держите ноги прямыми. Если возможно, попытайтесь коснуться коленей лбом или подбородком (будьте осторожны: при быстром выполнении упражнения можно удариться носом). Ни при каких обстоятельствах не следует применять чрезмерную силу, чтобы принять конечное положение. Дыхание: наклоняясь вперёд, как можно полнее выдохните, и, если возможно, втяните живот, особенно в конечной позиции. Начинающие: начинающим и людям с жёсткой спиной трудно принять конечное положение. Не расстраивайтесь, если вы не можете коснуться пола руками или касаетесь его только кончиками пальцев. Всё зависит от тренировки. Когда в результате занятий йогой вы станете более гибкими, вы удивитесь, обнаружив, как легко вам касаться пола всей ладонью. Необходимы лишь время и практика. Важно, чтобы в позиции 3 ноги оставались прямыми, в результате чего растягиваются мышцы ног и подколенные сухожилия, и ноги становятся более гибкими. Однако, новичкам, которые не могут коснуться пола, придётся приспосабливаться следующим образом: наклонитесь вперёд, насколько сможете, и попытайтесь коснуться пола пальцами рук, не сгибаясь в коленях. Попробуйте ещё немного растянуть ноги, вытягивая пальцы к полу, затем согните ноги, положив ладони на пол, чтобы принять позицию 4. Однако если можно избежать сгибания ног, постарайтесь держать их прямыми. | |
Позиция 4: Ашва Санчаланасана (поза наездника) Вытяните правую ногу как можно дальше назад. Одновременно согните левую ногу в колене, сохраняя прежнее положение левой ступни. Ладони должны оставаться на полу, а руки должны оставаться прямыми. Однако, если для начинающих это слишком трудно, можно приподнять ладони с пола, касаясь его лишь кончиками пальцев. Это поможет увеличить прогиб спины. В конечном положении колено и пальцы вытянутой правой ноги должны касаться пола. Завершите движение, откидывая голову назад и прогибая спину насколько это возможно без чрезмерного напряжения. Движение следует выполнять плавно и с полным осознанием. Дыхание: во время движения делайте глубокий вдох. | |
Позиция 5: Адхо Мукха Шванасана (Собака Мордой Вниз) Поднимите правое колено. Одновременно опустите голову к полу и согните спину так, чтобы ягодицы поднялись вверх. Переместите левую ногу назад и поставьте левую ступню рядом с правой. Затем поднимите ягодицы как можно выше и опустите голову таким образом, чтобы она располагалась между руками. В конечном положении ноги должны быть выпрямлены. Старайтесь прижимать пятки обеих стоп к полу. При выполнении упражнения руки должны оставаться прямыми, а кисти рук и правая стопа — касаться пола. Хотя для того, чтобы занять конечное положение позиции 5 необходимы движения различных частей тела, все они должны выполняться одновременно, образуя одно гармоничное и плавное движение. Дыхание: выполняя это движение, делайте глубокий выдох. | |
Позиция 6: Аштанга намаскар (поза с опорой на восемь точек) Эта позиция называется так потому, что в конечной позе восемь точек тела соприкасаются с землёй. Опустите тело к земле, вначале согнув ноги и коснувшись коленями пола. Согните руки и опустите голову и верхнюю часть туловища ближе к полу. Постарайтесь касаться лбом пола, перемещая голову и туловище вперёд. В конце перемещения головы и туловища вперёд, позвольте груди скользить по поверхности пола и опустите подбородок на пол. Наконец, слегка приподнимите живот и бёдра над полом. В конечном положении пола должны касаться восемь точек: подбородок, грудь, две ладони, два колена, и подушечки пальцев обеих ног. Всё движение следует выполнять плавно. Дыхание: задержите дыхание на выдохе, то есть, не вдыхайте. | |
Позиция 7: Бхуджангасана (поза кобры) Опустите бёдра на пол. Одновременно выпрямите руки, так чтобы голова и спина выгнулись вверх. В конечном положении следует выгнуть голову и спину назад, насколько это возможно без неудобств, но стараться держать живот как можно ближе к полу, не перенапрягаясь. На протяжении всего движения положение рук и ног не должно изменяться. Дыхание: выполняя движение, глубоко вдыхайте. | |
Поза № 8 Адхо Мукха Шванасана (Собака Мордой Вниз) Эта позиция повторяет позицию 5. Из положения прогнувшись бхуджангасаны сгибайте спину в противоположном направлении так, чтобы ягодицы двигались вверх. Держите руки и ноги прямыми, и не меняйте положение ладоней и ступнёй. В конечной позе ягодицы должны быть подняты как можно выше, голова — находиться между рук, а пятки прижаты к полу. Дыхание: выполняя движение, делайте выдох. | |
Позиция 9: Ашва Санчаланасана (поза наездника) Эта позиция повторяет позицию 4. Согните левую ногу и поставьте левую ступню между ладонями. Одновременно поднимите голову вверх, прогните спину вниз и опустите правое колено на пол. Положение обеих рук и правой ступни не должно меняться. Во время движения руки должны оставаться прямыми. В конечном положении постарайтесь как можно больше прогнуть спину и откинуть назад голову. Дыхание: принимая конечное положение, делайте глубокий вдох. | |
Позиция 10: Уттанасана (поза наклона вперёд) Эта позиция та же, что и позиция 3. Наклоните голову к земле. Одновременно приподнимите ягодицы и правое колено вверх. Затем, когда это окажется возможным, поставьте правую ступню рядом с левой между руками. Выпрямите ноги и попытайтесь коснуться коленей лбом. Дыхание: во время движения головы к коленям, делайте глубокий выдох. Начинающие: в идеальном случае руки должны оставаться на полу на протяжении всего движения. Однако, из за недостаточной гибкости спины, начинающие могут не суметь выпрямить ноги, касаясь руками пола. Поэтому, выпрямляя ноги им следует позволять рукам отрываться от пола. Однако в позиции 3 им следует тянуться пальцами к полу в течение нескольких секунд, держа ноги прямыми. Это тренирует гибкость спины, так что со временем вы сможете касаться ладонями пола, не сгибая ног. | |
Позиция 11: Хаста Уттанасана (поза с поднятыми руками) Эта позиция та же, что и позиция 2. Плавно выпрямите все тело. Держите руки прямыми и раздвинутыми примерно на ширину плеч. Поднимите руки над головой и слегка отклоните назад руки, голову и спину. Для этого следует немного выпятить вперёд живот. Дыхание: выполняя это движение, делайте вдох. | |
Позиция 12: Пранамасана (поза молитвы) Это завершающая позиция, и она повторяет позицию 1. Сложите ладони вместе и держите их перед грудью. Расслабьте всё тело. Дыхание: принимая конечное положение, делайте выдох. Дышите естественно, оставаясь в конечной позиции, перед тем, как продолжить упражнение. |
Один полный цикл
Мы описали двенадцать позиций. Они составляют половину цикла сурья намаскар. Полный цикл состоит из двадцати четырёх позиций. Чтобы закончить вторую половину сурья намаскар, следует повторить те же двенадцать позиций с двумя небольшими видоизменениями. Они состоят в следующем:
1. В позиции 16 левая нога вытянута назад, а правая следует за ней в позиции 17. В этом состоит отличие от позиции 4, когда назад выдвинута правая нога, а левая следует за ней в позиции 5.
2. В позиции 21 правая нога выдвигается вперёд, а левая нога следует за ней в позиции 22. В этом состоит отличие от позиции 9, когда вперёд выдвигается левая нога, а правая нога следует за ней в позиции 10. Последовательность дыхания и мантр остаётся без изменений. Это изменение двенадцати основных позиций, образующее двадцать четыре, необходимо для того, чтобы обеспечить одинаковую тренировку обеих половин тела — сурья намаскар представляет собой абсолютно симметричное упражнение.
«Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Систематический курс (в трёх томах). Том I. Вводный курс»: Издательство К. Кравчука