ШАВАСАНА (поза трупа) (также называется МРИТАСАНА)

Увеличить...
ШАВАСАНА (поза трупа) (также называется МРИТАСАНА)

"Шава" или "мрита" значит труп. Цель этой асаны - подражать трупу. Когда жизнь оставила тело, оно лежит в одном положении, никакие движения невозможны. Сохраняя некоторое время неподвижность тела и спокойствие ума при полном сознании, вы учитесь расслабляться. Такое сознательное расслабление придает силы и освежает как тело, так и ум. Но ум гораздо труднее удерживать в неподвижности, чем тело. Поэтому-то эту вроде бы легкую позу исключительно сложно освоить.

Классификация и уровень сложности

В зависимости от подхода позу можно рассматривать и как очень простую, и как очень сложную.

Противопоказания:

При терапевтической практике Йоги находиться в глубокой Шавасане больше пятнадцати минут нежелательно.

Правила выполнения (Айенгар, Йога Дипика):

1. Лечь плашмя на спину во всю длину тела, как труп. Кисти держать на некотором расстоянии от бедер, ладонями вверх

2. Закрыть глаза. Если возможно, положить на глаза кусок черной ткани, сложенной вчетверо. Пятки держать вместе, а носки развести.

3. Вначале дышать глубоко. Впоследствии дыхание станет легким и медленным, без резких движений, колеблющих позвоночник или тело.

4. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах, при которых в ноздрях не ощущается теплоты дыхания.

5. Нижняя челюсть должна слегка отвисать, сжимать челюсти не следует. Языком не шевелить. Даже зрачки глаз должны быть совершенно пассивны.

6. Полностью расслабиться и медленно выдыхать.

7. Если ум блуждает, после каждого медленного выдоха следует без напряжения сделать паузу.

8. Оставаться в этом положении 15-20 минут.

9. Вначале ученик может засыпать в этой позе. Постепенно, когда нервы придут в пассивное состояние, он ощутит себя полностью расслабленным и освеженным. При хорошем расслаблении ощущается ток энергии от затылка к пяткам, а не в обратном направлении. Чувствуется так что тело как бы удлиняется.

Выход из непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вдохнуть и только после этого — открыть глаза; затем следует перевернуться на бок и немного полежать, и только после этого — не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.

В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксикации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.

Поэтапный правильный вход в шавасану (hatha.com.ua)

Исходное положение - сидя на полу примерно как это изображено на фотографии:

вход в Шавасану

вход в Шавасану

Следующий шаг - опустившись на локти, упритесь ладонями в область поясницы на тазе:

вход в Шавасану

вход в Шавасану

Далее необходимо вытянуть поясничный отдел в продольном направлении, упираясь локтями в пол, а ладонями - в таз:

вход в Шавасану

вход в Шавасану

После этого нужно, разводя локти в стороны, позвонок за позвонком от поясницы и вверх по позвоночнику опускать спину на пол, но не полностью, не по всей длине, а до момента, когда пола коснутся лопатки. Затем, удерживая верхнюю часть корпуса на весу, через стороны поднимите руки вверх над корпусом и сведите их накрест:

вход в Шавасану

вход в Шавасану

Это движение позволяет развести лопатки в стороны, избегая сдавливания позвонков в верхней части позвоночника. Продолжайте опускать корпус на пол, удерживая руки над корпусом:

вход в Шавасану

вход в Шавасану

Последнее движение - плавно через стороны опускайте руки на пол в удобное положение:

вход в Шавасану

Эффект:

В 32-м стихе первой главы "Хатха Йога Прадипики" сказано: "Лежать на спине, вытянувшись во весь рост на земле, как труп, - это называете Шавасана. Это снимает усталость, вызванную другими асанами, и приносит спокойствие уму".

В 11-м стихе второй главы "Гхеранда Самхиты" дано такое описание Мритасаны: "Лежать плашмя на земле (на спине), подобно трупу, - это называется Мритасана. Эта поза убивает усталость и успокаивает волнение ума". "Ум - повелитель индрий (органов чувств), Прана (дыхание жизни) - повелитель ума". "Когда ум поглощен, это называется Мокша (окончательное освобождение души). Когда поглощены Прана и Манас (ум), возникает безграничная радость" ("Хатха Йога Прадипика", гл.IV стихи 29-30).

Подчинение Праны зависит от нервов. Ровное, устойчивое, легкое и глубокое дыхание без резких движений тела успокаивает нервы и ум. Стрессы современных цивилизаций раздражают нервы. Лучшим средством против этого является Шавасана.

Практика Шавасаны освобождает тело от всех напряжений и подготавливает его для новых нагрузок. Если поза освоена хорошо, она может стать частичной заменой сна. Несколько минут практики Шавасаны приводят утомленный организм в состояние равновесия, и человек обретает способность нормально работать. Этот способ отдыха особенно полезен для того, кто в силу специфики работы лишен возможности спать регулярно.

Шавасана является основным терапевтическим упражнением для страдающих сердечными болезнями и гипертонией.

Йогины с помощью этой асаны достигают состояния Йога-нидры — бодрствующего йогического сна без сновидений — и входят в сферу Универсального Ума.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности:

Существует огромнейшее количество приемов и медитативных техник, способствующих расслаблению, но опыт говорит о том, что лучше всего каждому человеку отыскать свой собственный метод приведения тела и ума в состояние полного покоя.

Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но — бодрствующим. На достижение такого состояния обычно уходят годы изучения поведения своего тела и сознания при расслаблении. Однозначно можно утверждать лишь то, что попытка решить проблему „остановки“ прямо „в лоб“. волевым усилием, — дело в большинстве случаев безнадежное. Тут скорее может пригодиться принцип: сильнее напряжение — глубже расслабление.

Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных асан.

Анатомия асаны

вход в Шавасану

Первичные и вторичные изгибы

Участки рук, соприкасающиеся с полом, могут отличаться у разных людей в зависимости от особенностей их строения и пропорций. В частности, это касается локтевого сустава.

Участки тела, которые при выполнении шавасаны соприкасаются с полом и несут на себе всю тяжесть, в определенной мере отражают первичные изгибы позвоночника (см. раздел позвоночник). К ним относятся пятки, икры, задние поверхности бедер, ягодицы, крестец, грудной отдел позвоночника, лопатки и затылок.

Участки тела, не соприкасающиеся с полом, служат отражением вторичных изгибов. Это ахилловы сухожилия, подколенные впадины, поясница и шея.

Симетрия

Некоторые люди никак не могут достичь полного расслабления в шавасане из-за навязчивого желания придать телу максимально симметричную форму При этом их зрительные представления о симметрии расходятся с кинестетическими ощущениями тела. Другими словами, не все, что выглядит симметрично, точно так же и ощущается.

Поскольку у всех людей присутствует врожденная асимметрия, необходимо просто признать этот факт и постараться войти в состояние глубокого эмоционального и физического расслабления. Если вы хотите полностью расслабиться, то надо принимать свое тело таким, какое оно есть, а не таким, каким вам хотелось бы.

Работающие мышцы

Все мышцы испытывают на себе действие силы тяжести.

Говорят, что мертвая поза — это самая легкая асана для выполнения, но самая тяжелая для ее освоения в совершенстве. Если в других асанах от вас требуются умение удерживать равновесие, сила и гибкость, то здесь необходимо полное расслабление тела и сознания, а это, пожалуй, одна из самых сложных задач.

Дыхание

Состояние сознательной релаксации имеет существенные отличия от сна, с которым часто ассоциируют эту позу. В шавасане тело полностью отдыхает, а процессы метаболизма свободны от необходимости бороться с силой тяжести. Такое состояние позволяет перейти к самому сложному из всех дыхательных упражнений, которое состоит в том, чтобы полностью осознавать все дыхательные движения, но не управлять ими.

Обычно, сосредоточивая внимание на дыхании, вы каким-то образом меняете его естественный ритм. Если дыхание осуществляется без контроля сознания, то им управляет комбинация импульсов периферической нервной системы и подсознательных привычек. Сочетание активного сознания и естественных дыхательных движений позволяет понять, что добиться подлинного расслабления можно только в результате сознательных волевых усилий.
вход в Шавасану

* Голубым цветом
отмечены участки
тела, на которые
приходится нагрузка
в положении лежа
на спине.



ВИРАБХАДРАСАНА III (Поза воина Вирабхадры)
ВИРАБХАДРАСАНА II (Поза воина Вирабхадры)
ВИРАБХАДРАСАНА I (Поза воина Вирабхадры)
ПИНЧА-МАЮРАСАНА (поза павлиньего пера)
ВРИШЧИКАСАНА (поза скорпиона)
ТРИКОНАСАНА (поза треугольника)
ДХАНУРАСАНА (поза лука)
САЛАБХАСАНА (поза саранчи)
БХУДЖАНГАСАНА (поза змеи)
МАТСИАСАНА (поза рыбы)